Игра «Бизнес-кооперация» для школьников города
© Соболева Анастасия Михайловна, 2018
26 мая обозначено днём российского предпринимательства. Сейчас этот праздник актуален для современной России.
Но ещё не так давно, в двадцатых годах начала формироваться плановая экономика, а она не подразумевала владение собственным бизнесом.
К тому же отношение государства не способствовало развитию своего дела. Сейчас всё иначе.
Что же такое предпринимательство?
Предпринимательство – это деятельность, которая направлена на получение прибыли. Доход можно получать от пользования имуществом, от продажи товаров, оказания услуг или выполнения работ. Всё это осуществляется на свой страх и риск человеком, который зарегистрировал себя как индивидуального предпринимателя.
Поскольку бизнес-мышление помогает не только в предпринимательстве, но и в жизни, около 4-х лет назад было выдвинуто новаторское предложение: обучать детей и подростков основам предпринимательства через игру.
В 2015 году для школьников (с 8 по 11 классы) был организован так называемый бизнес-инкубатор. На протяжении нескольких недель проводились тренинги, знания которых позже школьники применяли на практике во время творческого слёта.
Ребята представляли свои бизнес-проекты, к слову, все их идеи могли применяться в действительности, так как были разработаны по реальным критериям. По итогу школьники получили заслуженные награды, а также бесценный опыт.
Подобные мероприятия в Арсеньеве проводятся ежегодно.
Вот и в 2018 году 25 апреля состоялась деловая игра под названием «Бизнес-кооперация».
1) На какую возрастную категорию рассчитана данная игра?
Игра рассчитана на старшеклассников и студентов экономических дисциплин.
2) Какие цели она преследует?
1. Обучить игроков навыкам планирования предпринимательской деятельности (планирование доходов, расходов).
2. Обучить игроков навыкам коммуникаций и ролевой подчиненности при проектной деятельности.
3. Обучить игроков навыком командной работы при реализации проекта, ориентированного на получение конкретного результата (получение «игровой прибыли при моделировании предпринимательской деятельности»)
3) Как вы считаете, меняет ли это мероприятие мышление школьников?
Да. Однозначно. Один раз сыграв в игру участник получает четкое понимание о принципах предпринимательской деятельности. Не все участники станут предпринимателями, но среди участников есть инициативные молодые люди, с задатками предпринимательства.
4) Вы проводили тренинги и игру «Богатей» в 2015 году, теперь проводите в 2018 году новую игру. Планируете ли вы в дальнейшем продолжать отмечать день предпринимательства таким образом?
Да. Я планирую это делать на регулярной основе. Считаю, это своим вкладом в развитие города.
5) Насколько игра «Бизнес-кооперация» приближена к реальности?
Игра создавалась на основе опыта работы десятка реальных компаний. Ее задача в упрощенном виде смоделировать работу малого предприятия. Участники покупают комплектующие, берут кредит в банке, создают игровой продукт, продают его, платят зарплату и налоги. Все как в реальности, только товар и деньги игровые.
6) Расскажите вкратце, как проходило мероприятие?
Игра состоит из пяти этапов.
1 этап. Подготовительный.
1. Участники игры разбиваются на команды по 4-5 человек.
2. Придумывают название команды (наименование игровой компании) и выбирают капитана команды (он же – директор игровой компании).
3. Распределяют между игроками роли.
4. Получают образец продукции (пазл), который будет выпускать в ходе игры.
5. Планируют бизнес-процесс:
5.1. Определяют длительность сборки готового изделия (сек/мин).
5.2. Определяют время на получение комплектующих изделий и доставку готовой продукции.
5.3. Определяют:
- планируемый объем выпускаемой продукции за игровое время (продолжительность игрового время - 10 минут).
- планируемый размер полученных доходов за игровое время;
- размер средств, которые нужно потратить на закупку комплектующих у поставщика, в течение игрового времени;
- размер кредитных средств, которые нужно привлечь на время игры и размер процентов по кредиту, которые необходимо оплатить банку после игры (кредитная ставка 10% годовых);
- размер заработной платы каждому игроку, которую каждый должен получить по окончанию игры и общий ФОТ;
- размер налогов и отчислений на заработную плату, которые необходимо оплатить в налоговую инспекцию, по окончании игры (по условиям игры - размер отчислений составляет 50% от фонда оплаты труда (ФОТ) игроков;
- размер прибыли предприятия;
- налог на прибыль предприятия (по условиям игры – 20%);
- размер чистой прибыли предприятия.
5.5. Вносят расчеты в игровой бланк (план).
2 этап. Организационный (5-10 мин).
2.1. Директора команд подают заявку на получение кредита на осуществление предпринимательской деятельности.
2.2. Банкиры получают у государства (ведущего) игровые деньги для обеспечения кредитования проектов (с учетом поданных заявок).
2.3. Директора команд получают (под расписку) в банке требуемую сумму кредита на осуществление предпринимательской деятельности.
2.4. Поставщики получают комплектующие для игровых команд.
2.5. Заказчик получает у государства (ведущего) игровые деньги для оплаты готовой продукции (с учетом поданных заявок на поставку продукции).
3 этап. Игровое моделирование бизнес-процесса (10 мин.)
3.1. Логист оплачивает по фиксированным тарифам и приносит комплектующие в фирму (на игровой стол).
3.2. Рабочий и члены команды собирают из комплектующих готовое изделие.
3.3. Логист доставляет заказчику готовую продукцию и получает фиксированное вознаграждение.
3.4. Заказчик передает самостоятельно готовую продукцию поставщику.
3.5. Поставщик разбирает готовую продукцию на комплектующие для новой поставки.
3.6. повтор п.3.1-3.5 до окончания игрового времени.
4 этап. Подведение итогов игры (5-10 мин.)
4.1. Команды рассчитывают:
- фактический объем выпущенной продукции за игровое время;
- фактический размер полученных доходов за игровое время;
- размер средств, потраченных на закупку комплектующих у поставщика, в течение игрового времени;
- размер кредитных средств и размер процентов по кредиту, которые необходимо вернуть банку после игры (кредитная ставка 10% годовых);
- размер фактической заработной платы (вознаграждения) каждому игроку, которую каждый должен получить по окончанию игры и общий ФОТ;
- размер фактических налогов и отчислений на заработную плату, которые необходимо оплатить в налоговую инспекцию, по окончании игры (по условиям игры - размер отчислений составляет 50% от фонда оплаты труда (ФОТ) игроков;
- размер фактической прибыли предприятия;
- размер фактического налога на прибыль предприятия (по условиям игры – 20%);
- размер фактической чистой прибыли предприятия.
4.2. Вносят расчеты в игровой бланк (факт).
4.3. Возвращают кредит и проценты в банк, забирают расписку.
4.4. Выплачивают заработную плату персоналу (членам команды).
4.5. Уплачивают налог и отчисления на заработную плату в налоговую инспекцию (получают отметку в игровой декларации).
4.6. Уплачивают налог на прибыль в налоговую инспекцию (получают отметку в игровой декларации).
4.7. Вносят расчеты в игровой бланк (факт) и отдают расчеты ведущему (или помощнику).
5 этап. Анализ игры и выявление победителей.
Критерии выявления победителей игры (победителей может быть несколько или не быть вообще):
1. Количество выпущенной продукции совпадает с запланированной.
2. Количество фактически полученной чистой прибыли совпадает с запланированной.
Если оба критерия выполнены - считается, что команда достигла бизнес-цели.
Если хоть один критерий не выполнен – считается, что команда не достигла бизнес-цели.
Сегодня государство (в лице ведущего) изменило правила игры для бизнеса и установила единственный критерий для победителя – максимальный размер чистой прибыли, заработанной командой.
А вообще для этой игры разработаны дополнительные опции и форс-мажорные обстоятельства.
***
Деловая игра «Бизнес-кооператив» проведена в центральной библиотеке Арсеньевского городского округа 25 апреля, абсолютно бесплатно, при содействии управления культуры и управления образования Арсеньевского городского округа.
В игре участвовало около 50 школьников города (9 команд по 5 человек и волонтеры).
Все команды получили памятные призы, грамоты и дипломы. А самое главное – новые навыки, деловое общение, и хорошее настроение.
Создавая для школьников такие мероприятия, которые помогут им в дальнейшей жизни, мы формируем новое поколение и обеспечиваем будущее нашей страны.
25.04.2018