. Уроки Ходорковского или как выжить бизнесу в России | Консалтинговая компания "Сфинкс"

Вход в систему

Курсы валют на Банкир.Ру

Уроки Ходорковского или как выжить бизнесу в России

Раздел «Безопасность бизнеса»

 

Уроки Ходорковского или как выжить бизнесу в России

 

© Михаил Соболев, генеральный директор ООО «Консалтинговая компания «Сфинкс», 2009 www.sphinx.su

 

Цель данной статьи не политика, не анализ версий причин, а анализ инструментов и методов борьбы с неугодными для системы людьми и их компаниями. Если не будет выстроена защита вашего бизнеса, с учетом новых инструментов и технологий, то резко возрастают риски потери всего бизнеса. Если ваш бизнес слаб - он развалится или будет разорен. Если бизнес стабилен, но у него слабая защита (или ее нет совсем), то этот бизнес заберут у владельцев. Это могут быть: сотрудники, партнеры (соучредители), кредиторы, конкуренты, рейдеры, преступные элементы, чиновники или … государство. Всё зависит от размеров и доходности бизнеса.

При проектировании (создании) бизнеса его владельцы должны сразу думать о выстраивании защитных систем, чтобы бизнес работал стабильно.

Например.

1. Чтобы бизнес не забрали собственные сотрудники, выстраивается четкая иерархическая структура управления, разрабатываются жесткие должностные инструкции, разграничиваются уровни доступа к конфиденциальной информации  и т.д.

2. Чтобы партнеры по бизнесу не забрали бизнес друг у друга - прописывается учредительный договор, разграничиваются уровни доступа к принятию решений, ограничивается воздействие на исполнительный орган (директора) компании и т.д.

3. Чтобы кредиторы не забрали бизнес за долги - проводится взвешенная политика кредитования и займов, выведение активов в третьи фирмы, создание буферных прослоек собственников активов и т.д.

4. Чтобы преступники не забрали бизнес, делается:

- дробление (сокрытие) конфиденциальной информации, без которой бизнес неизбежно развалится (фирменные секреты или «ноу-хау»);

- сокрытие финансовой информации от окружающих («серенькая» незаметная фирма, с миллионными оборотами);

- установление контактов (официальных/неофициальных) с правоохранительными органами;

- создание собственной службы (систем) безопасности.

5. Чтобы пресечь попытки чиновников захватить бизнес, используют:

- подкуп;

- откат;

- введение родственников (доверенных лиц) чиновников в состав учредителей (руководствуясь принципом: «лучше потерять часть, чем всё»);

- создание или перевод бизнеса на резервные (то есть заранее созданные, но «законсервированные» ООО или ИП и т.д.);

- возбуждение уголовных дел (реальных или сфабрикованных) на чиновников;

- физическая ликвидация инициаторов захвата.

Сложнее всего когда бизнес крупный и на него «положили глаз» федеральные чиновники, олицетворяющие собой государственные интересы. При этом, прикрываясь словами об интересах страны, решают свои собственные финансовые вопросы.

Государственный рэкет действует по стандартной бандитской схеме, хотя федеральный чиновник никогда не отождествляет свои действия с действиями бандитов.

Итак, схема борьбы за «лакомые кусочки».

1. Поиск «лакомых кусочков» (предприятия, организации, бизнес - системы, денежные потоки (бюджетные деньги), то есть где есть движение денег).

2. Сбор информации о владельцах (реальных) и о лицах принимающих решения или имеющих доступ к конфиденциальной информации.

3. Поиск «слабых» («уязвимых», «узких») мест («Брешь в обороне»).

4. Выбор инструментов для создания проблем у «лакомых кусочков». То есть проблемы создаются преднамеренно, с тайным умыслом, осознанно. А это по определению - преступление (!).

Инструментами государственного рэкета выступают: правоохранительные органы, органы безопасности, таможенные органы, налоговая служба, суд, прокуратура и еще более 50(!) контролирующих органов.

5. Выбор способов создания проблем.

По сути это умышленные действия группы лиц, с целью дальнейшего обогащения. Это попадает в категорию особо тяжких преступлений.

Проблема в том, что в случае с государственным рэкетом преступные действия скрываются за красивыми словами о «защите государственных интересов».

Способы:

- информация о финансировании террористических группировок (инструмент ФСБ);

- информация об отмывании преступных денег (инструмент МВД и ФСБ);

- информация об использовании контрафактного товара (инструмент - таможня);

- информация о некачественном товаре (инструмент - СЭС);

- информация о скрываемых доходах (инструмент - ФНС) и т.д.

Почему любимый инструмент - ФНС? Потому что государство сознательно создало в законодательстве «дырки» и «лазейки», для того, чтобы бизнес ими воспользовался. В охоте это называется «установить капкан». Как только бизнес воспользовался лазейкой - капкан срабатывает. Что делает государство дальше? Меняет законы, вводя в него нужные поправки. У шулеров это называется «игра краплеными картами». У государства все карты крапленые.

Пример.

Использование фирм с различной системой налогообложения разрешено. Бизнесмен создаёт несколько фирм, с разными системам налогообложения. Фирмы между собой взаимодействуют, законно снижая налоговые платежи в бюджет. Государство законодательно вводит термин «взаимозависимые организации» и критерии взаимозависимости. Всё. Команда: «Фас!» и налоговые инспекторы проводят проверку, доначисляют пени и штрафы в бюджет.

6. Организация проблем.

Проверки, изъятие продукции, арест счетов или продукции, арест или преследование ключевых сотрудников или собственников.

Цель всех этих действий - встряхнуть бизнес, внести разлад в существующую технологическую цепочку, заставить совершить ошибки, чтобы собственники начали испытывать нехватку денежных средств и начали поиск «инициаторов» их проблем.

7. Появление «посредника».

Инициатор никогда не действует напрямую. А если действует - его посадят в тюрьму или ликвидируют (достаточно отследить криминальную хронику).

В зависимости от типа бизнеса посредником может выступить: сам представитель контролирующей инстанции представитель бизнеса, представитель криминальных структур, родственники, друзья, знакомые.

Посредник сообщит о причинах проблем, о возможных будущих проблемах и сообщит об условиях исчезновения проблем.

Важно помнить следующее:

- посредники - марионетки. Их используют в своих интересах. Они никогда не знают, что будет на самом деле;

- при поглощении часто используется «многоходовка», то есть переуступка прав третьим лицам и подконтрольным структурам. Посредник действует в самом начале;

- если есть возможность забрать всё - заберут всё! Посредник не является гарантом!

8. Перераспределение активов и способов управления активами.

Способы:

- введение доверенных лиц в учредители;

- установление во главе исполнительного органа своего человека;

- введение в учредители подконтрольной фирмы;

- перевод активов на другие фирмы;

- вывод органов управления в оффшорные зоны и т.д.

Важно помнить:

- вам могут что-то оставить от вашего бизнеса;

- вас могут оставить руководить уже не вашим бизнесом;

- если есть возможность не оставить вам ничего - вы потеряете всё!

Возникает вопрос: «Почему это возможно в нашей стране?». Главная причина, на мой взгляд, в том, что общество (люди, прежде всего) молчаливо одобряет то, что происходит с бизнесом. Почему? Потому что общество хорошо помнит правила и идеологию большевизма: «Грабь награбленное!». Если спросить простого человека, жалко ли ему, что у бизнесмена забрали его бизнес, то ответ будет отрицательным.

В России, во времена приватизации, произошло резкое обнищание граждан и перераспределение национальных богатств. Умелое использование человеческой обиды, красивые слова о государственных интересах и народ ликует: «Справедливость восторжествовала!». А на самом деле - одна финансовая группировка (клан) сменила другую финансовую группировку (клан) в управлении «лакомым кусочком».

С Ходорковским произошло тоже самое. Раньше был рекламный слоган: «ЮКОС - это работа».

Ходорковского посадили, «ЮКОС» обанкротили, но активы работают. Сменились вывески, собственники, но люди работают как прежде. Добывают нефть, перерабатывают, создают прибавочный продукт. Часть денег отмываются через подконтрольные фирмы до поступления их в бюджет государства. Часть денег отмывается через бюджетные и не бюджетные структуры через субсидии, трансферты, бюджетные ссуды.

Ничего не поменялось! Цепочка отмывания денег удлинилась и легализовалась через федеральный, региональный и местные бюджеты.

Основные правила для бизнесмена, работающего в России.

Правило №1.

Если у вас заберут бизнес, и он будет дальше работать под другим собственником, то для абсолютного большинства жителей это пройдет незаметно. Пострадает только ваш близкий круг.

Правило №2.

Общество (абсолютное большинство) с радостью или с чувством благодарности воспримет новость о том, что одна акула бизнеса «съела» другую. Общество не будет об этом сожалеть.

Правило №3.

Призывать общественность на вашу защиту бессмысленно. По причине №2. И по причине, что за защиту своих финансовых интересов надо платить. Адвокатам, юристам, демонстрантам, убийцам или террористам.

Террористы - инструмент ведения крупного бизнеса и политики.

Ситуация.

Террористы захватили химический завод, выдвинули политические требования и т.д. Опустим процесс переговоров, спецоперации. Останется ли прежнее руководство химзавода, где хозяйничали террористы? Государство заменит их своими, надежными хозяевами, при которых террористы никогда не проникнут на завод.

Справочно.

Бойцы спецподразделения «Вымпел» давно доказали руководству страны, что абсолютно защищенных объектов в стране не существует. И при тщательной подготовке можно проникнуть на любой (!) объект и совершить диверсию.

Поэтому террор (а это диверсионные действия) часто используется в государственных интересах.

Правило №4.

«Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!». Кроме собственников спасть бизнес некому.

Не нужно ждать, когда возникнут проблемы. Нужно заранее выстраивать систему безопасности бизнеса собственника. Что это значит «система безопасности»?:

- бесперебойная работа бизнес - цепочки (то есть процесс переработки ресурсов по определенным технологиям в конечный продукт) и как следствие, получение прибыли;

- отслеживание внешних угроз (то есть внешних факторов, которые могли бы ухудшить бизнес);

- юридическая защита активов (недвижимость, интеллектуальная собственность, оборудование и т.д.);

- физическая защита собственника и членов его семьи;

- финансовая защита собственника (вклады, страховая защита, пенсионные накопления, зарубежные счета, оффшорные компании и т.д.);

- анализ информации об изменениях в законодательстве.

Отслеживание изменений действующего законодательства - инструмент выживания бизнеса.

Правило №5.

Изучение новых законодательных инициатив государства позволяет выстраивать эффективную, но ограниченную во времени, систему защиты бизнеса и инвестиций.

Почему «ограниченную во времени»?

Информация о механизмах защиты бизнеса распространяется очень быстро и государство вынуждено придумывать новые способы влияния на бизнес-сообщество.

Правило №6.

Анализ информации о методах работы государства (анализ инструментов) позволяет перестраивать и адаптировать бизнес к новым условиям.

В качестве объекта исследования рассмотрим «дело Ходорковского». Рассмотрим инструментарий государства и как можно избежать или минимизировать риски.

Новшеств в «деле Ходорковского» много. То что использовалось бизнес - сообществом раньше и считалось допустимым, стало признаваться подозрительным, сомнительным и незаконным.

Рассмотрим на примерах анализ схем, которые использовались Ходорковским для оптимизации налогов.

Схема №1 (сотрудник - «упрощенец») [1, с.9]

Суть схемы в том, что подоходный налог и пенсионные платежи уменьшались за счет перевода работника в ранг предпринимателя, работающего на упрощенной системе налогообложения. Это законно, если «упрощенная» деятельность велась на самом деле.

Рекомендации:

- необходимо владеть основной информацией о контрактах;

- в служебных документах должны отсутствовать описания (анализ) различных вариантов оптимизации налогов;

- в договорах должна быть информация о клиентах;

- необходимо избегать единых схем и условий договоров, позволяющих снизить налоги;

- зарплаты работников должны быть разумными;

- избегайте резких действий и постепенно увеличивайте доходы и зарплаты.

Урок №1.

Доначислить налоги могут и после нулевых проверок.

Главный аргумент суда: «У контролеров не было нужной информации».

Схема №2 (разделение крупной фирмы (реорганизация) на несколько мелких, переходящих на УСН) [1, с.19]

Основная претензия налоговиков - у такой операции нет «деловой цели» и попытка заявить о возможной недобросовестности предприятия.

Рекомендации:

- не указывать во внутренних документах, что реорганизация нужна для налоговой экономии;

- указывать причину - оптимизация работы предприятия.

Схема №3 (из сотрудников - в предприниматели) [1, с.20 - 22]

Основные аргументы налоговиков:

- в гражданско-правовом договоре не должно быть признаков трудового;

- предприниматель подчиняется руководству организации.

Рекомендации:

Необходимо знать и избегать основных признаков трудового договора:

- работник включен в штатную численность;

- работник подчиняется внутреннему трудовому распорядку;

- работнику обеспечиваются условия труда;

- работнику выплачиваются больничные и даются иные гарантии, введенные в ТК РФ;

- работнику выдается регулярно зарплата.

Схема №4 (избавление от сотрудников) [1, с.22]

Суть схемы - часть персонала отдается в новую фирму и сотрудничает уже с фирмой.

Основные аргументы налоговиков:

- новая компания подконтрольна той, откуда пришел ее директор;

- образованные фирмы «не являются самостоятельными организациями».

Рекомендации:

- лучше всего заключить договор с компанией, предоставляющий персонал в лизинг;

- в договоре с лизинговой компанией указать, что привлеченные специалисты подчиняются лизингодателю;

- экономически обосновать перевод работников;

- перевод работников осуществлять поэтапно (сначала вспомогательный персонал, потом часть основного).

Урок №2

Суд может посчитать, что если на предприятии есть документы, где описаны схемы ухода от налогов, то это автоматически свидетельствует о вине налогоплательщика [1, с.28].

Рекомендации:

- изъять всю служебную документацию, связанную с описанием схем оптимизации;

- изменить заголовки документов, например, «Анализ налоговой безопасности предприятия и обзор схем, которые нельзя применять».

Схем №5. использование российских оффшоров [1, с.58].

Суть обвинения - организации применяли налоговые льготы тех регионов, где никогда не работали.

Рекомендации:

При открытии организацией в льготных районах необходимо иметь:

- собственный офис, производственные помещения;

- трудовые договора с жителями, проживающими на территории оффшоров;

- платежки, отчетность, проводимые на территории оффшоров .

Урок №3.

Суд посчитал, что за уход от налогов могут наказать не директора, а учредителей предприятий и даже фактических руководителей фирм, контролирующих тех, кто задолжал в казну [1, с.64]. Суд чётко определил зависимость одной фирмы от другой.

Рекомендация.

У подшефной компании должны быть самостоятельные сделки, а не только порученные материнской фирмой.

Урок №4.

При желании уголовное дело могут возбудить против любого бизнесмена. Так как учредитель не в состоянии уследить за всеми операциями [1, с.67].

Рекомендации:

- в холдингах необходимо разработать системы контроля;

- нужен внешний и внутренний аудит фирм;

- у каждого юридического лица должен быть самостоятельный учет;

- в сделках внутри холдинга лучше расплачиваться деньгами (а не векселями, бартером и т.д.).

Урок №5.

Суд использовал не только бумажные документы, но и файлы из сервера, изъятого при обыске [1, с.69].

Рекомендации:

- необходимо ввести историю электронных документов (электронная подпись, отметки об ознакомлении, ограничение несанкционированных дополнений данных);

- создать абсолютно легальную «независимую» специализированную аудиторскую фирму, на договорных условиях занимающаяся ведением бухгалтерского учета различных компаний и получающая деньги за свою деятельность. На основании договора с каждой компанией данная фирма ведёт ее бухгалтерскую документацию. При таких условиях централизованная бухгалтерия ведет документацию всех задействованных в налоговых схемах структур, взаимозависимость же между ними установить невозможно [2, с.19].

Главное, чтобы у этой фирмы были еще клиенты, кроме холдинга.

Урок №6.

Официальные разъяснения ФНС России не всегда избавляют от ответственности.

Любое алиби от чиновников ничтожно, если суд сочтёт, что госслужащие были обмануты или не получили всей информации [1, с.99].

Рекомендация.

Надо подробно описывать ситуацию, когда обращаетесь за консультацией в любое госучреждение (ФНС, Минфин и т.д.). Чем детальнее вопрос, тем больше шансов на успех в суде.

Урок №7.

Нельзя оставить (бросить) фирму, не заботясь об отчетности [1, с.100].

Рекомендации:

- необходимо ликвидировать использованную фирму (добровольно или через реорганизацию);

- не стоит ждать ревизии до последнего момента. Срок жизни фирм - нарушителей не более 1-1,5 лет.

Урок №8

Если вы не доверяете наемным менеджерам, отбирая у них полномочия, то готовьтесь расплачиваться за любое нарушение. Чем строже контроль надзор и больше документов, доказывающих централизацию управлении, тем проще привлечь учредителей и руководителей холдингов к ответственности [1, с.110].

Рекомендации (см. урок №5).

Урок №9

Против предпринимателя могут применить его же черновики (служебные записки, распоряжения, рабочие журналы).

Рекомендация.

Уничтожайте черновики (по окончании налогового периода или финансового года).

Урок №10

В юридическую практику входит понятие «добросовестности» налогоплательщика. Апеллируя к совести, налоговики ставят под сомнение законность сделок по любому, даже безупречно составленному договору [3, с.11].

Самое главное - для недобросовестных налогоплательщиков не действую любые гарантии.

Налоговые органы разработали список признаков, свидетельствующих о недобросовестности.

Рекомендация

Если фирму признали недобросовестной, лучше ее покинуть и открыть новую.

Урок №11

Из-за подозрений в недобросовестности налоговики могут признать недействительной сделку. Если сделка совершена только для уклонения от налогов, то эта операция ничтожна и всё полученное по ней изымается в доход государства.

Рекомендация

Способы значительной налоговой оптимизации должны быть эксклюзивными и не должны тиражироваться [3, с.41].

Урок №12

С 2009 года запрещено обращаться в суд, если жалоба не рассмотрена налоговым управлением. На практике это приводит к потерям на ожидание до двух месяцев, а потом все равно обращаться в арбитраж.

Контролерам разрешено без суда использование обеспечительных мер (блокировка расходных операций по счетам, запрет на передачу недвижимости, продукции).

Рекомендации:

- нужно доказывать ненужность обеспечительных мер;

- надо судиться по обеспечительным мерам;

- заблаговременно, еще до проверки, передача активов в другие организации и получении их же в аренду. Это легальный возвратный лизинг [3, с.241-243].

Урок №13

С 2007 года инспекторам разрешено взимать любые штрафы, вне зависимости от суммы [3, с.245].

Урок №14

Конституционный суд Российской Федерации может защитить только в делах, не приносящих особого ущерба для бюджета. Нельзя верить в его беспристрастность в тех ситуациях, что могут обернуться существенной экономией налогов для плательщиков. Даже если экономия законна, обращение в КС может быть бесполезным или опасным [1, с.270].

 

Вывод.

Дело «ЮКОСа» занимает более 600 страниц. Это - пособие по налоговой безопасности. Знание инструментов работы государства дает возможность, но не гарантию, защитить свой бизнес. Государство в очередной раз изменила правила игры для бизнеса. Тот, кто игнорирует эти правила - исчезают из бизнеса, остаются только те компании, которые приспосабливаются под новые правила. В статье рассмотрено только 14 основных «уроков Ходорковского». Их больше. Их надо знать. Чтобы не стать следующим.

 

Источники:

1. Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского/ А.Родионов. - М.: Вершина, 2006. - 280 с.: ил.

2. Ласков О.В. Не стань Ходорковским. Налоговые схемы, за которые не посадят. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.: ил.

3. Налоговые преступники эпохи Путина. Кто они?/ Ю.Виткина, А.Родионов. - Москва: Вершина, 2007. - 312 с.: табл.

 

 

 

Новости
12.02.2024
Обновлен перечень услуг компании на 2024 год ...
11.02.2024
Опубликован Реестр разработанных инвестиционных проектов и бизнес-планов ...
20.11.2023
Первая креативная встреча в Уссурийске, в рамках бизнес-игры «Капитализатор прибыли» ...
25.09.2023
Сотрудничество с Центром «Мой бизнес» ...
25.08.2023
Монетизатор бизнеса новая услуга компании ...
08.08.2023
Завершилось обучение профессии «Монетизатор» ...
03.07.2023
ТОП коуч сессий компании ...
07.06.2023
Помощь в привлечении займа в ФРП новая услуга комп ...
30.04.2023
Интервью с основателем компании в честь её 16-летия ...
02.04.2023
Тестирование новой услуги «Идея дня на WhatsApp» ...